Что такое VANOS на БМВ?
VANOS – это система регулируемого управления распредвалами, разработанная немецкими инженерами с целью повышения мощности и экономичности двигателей внутреннего сгорания. Проще говоря, это технология смены фаз газораспределения, которая немного смещает угол положения распределительных валов относительно угла коленвала.
Зачем нужно менять фазы
ДВС работает по-разному в зависимости от количества оборотов. Если двигатель работает на холостом ходу, то скорость отвода отработанных газов тоже невелика. Возникает ситуация, когда «отработка» забрасывается во впускной коллектор, тем самым снижая качество топливно-воздушной смеси. В идеале впускные клапана в это время должны открываться позднее, чтобы двигатель работал ровно и экономично.
При повышении оборотов задача двигателя – обеспечить высокий крутящий момент, для этого нужно, чтобы через цилиндры проходил больший объем газов. Соответственно впускные клапана должны открываться немного раньше, а закрываться позже. В результате на такте рабочего хода возникает избыточное давление, что приводит к повышению мощности.
Проблема в том, что у обычных распредвалов нет такой функции. Собственно, поэтому и появилась регулировка фаз, которую в концерне БМВ назвали VANOS.
Как работает система VANOS
VANOS – одна из систем, позволяющая менять диапазон работы клапанов в зависимости от частоты оборотов и скорости нажатия педали газа. Устанавливается она на приводных шестернях распредвалов – при движении шестерней VANOS начинают двигаться приводные шестерни, тем самым смещая углы положения распределительных валов. Положение шестерней меняется под давлением масла, которое в свою очередь регулируется электромагнитным клапаном. Работу клапана контролирует ЭБУ двигателя, а он, в свою очередь, снимает показания с датчиков положения распределительных валов. В результате клапаны открываются раньше или позже в зависимости от приоритетов.
Первая система VANOS появилась в 1992 году и регулировала положение только впускного распредвала. Фазы выпуска при этом менялись дискретно, скачками. Сегодня на автомобили BMW устанавливается система 4-го поколения DoubleVANOS, она одновременно регулирует фазы впуска и выпуска. Технология позволила существенно повысить крутящий момент на низких и средних оборотах, снизить расход топлива и сократить время прогрева мотора.